Это первая важная картина про футбол. Стоп, почему на ней вообще не разобрать футбол?

Учимся понимать абстрактную живопись.

Футбол в живописи не представлен великими и общеизвестными шедеврами, но знаковые работы о нем все же есть. Например, картины двух художников первой половины ХХ века: мексиканского реалиста Анхеля Сарраги и французского живописца Николя де Сталя. Но они написаны уже в то время, когда футбол окончательно проник в культуру. И на них он изображен достаточно просто и реалистично.

Первая же важная картина, которая затрагивает футбол, написана художником Умберто Боччони в 1910 году под названием «Динамизм футболиста». И первое, что вы скажете, когда на нее взглянете: «А где здесь футбол-то?»

Картина «Динамизм футболиста» передает стремительный дух ХХ века и специально сделана так, чтобы зритель фантазировал

Боччони – большой художник-футурист начала ХХ века. Сначала он писал классические пейзажи, но затем перешел на сторону футуристов и кубистов, создавая абстрактные картины, где главное – ухватить динамику движения чего-либо. Например, у него есть серия картин «Состояние души», где показаны отъезд и прибытие на железнодорожную станцию вместе с прощанием – тех, кто уезжает и тех, кто остается. Боччони теоризировал собственные модернистские представления об искусстве и во многом поэтому стал знаковым художником.

Как и другие футуристы, Боччони писал о стремительном мире, который поглощен прогрессом и скоростью (ее символом стал первый автомобильный бум). Делать по старинке реалистично уже нельзя, поэтому даже футболиста Боччони изображает как сотню переплетенных хаотичных движений. Мы можем лишь ухватить детали и представить, что это футболист.

Это первая важная картина про футбол. Стоп, почему на ней вообще не разобрать футбол?

В этом особенность картины (и в целом подхода футуристов) – она показывает не реального футболиста, а наши впечатления от его движений. При внимательном рассмотрении на картине можно пробраться через насыщенность абстрактных линий и заметить руки с ногами.

Оригинальный подход к изображению людей на картинах Боччони в манифесте объяснял так: «Чтобы нарисовать человеческую фигуру, вы не должны ее рисовать, а должны передать всю окружающую атмосферу.  Движение и свет разрушают материальность тел».

Поэтому Боччони так играет со светом и тенями, оставляя воздух для фантазии. Но у его футболиста точно нет головы, и это тоже сделано специально. Задумка в том, чтобы футболист не был персонализирован, и зрители остановились на самой красоте движения, а не придумывали какую-то личность.

«Мы поставим зрителя в центр картины», – так Боччони обосновывал идею футуристов. И поэтому нужно немного потрудиться, чтобы в куче разноцветных линий и абстракций заметить движения тела на футбольном поле.  

Анализируя Боччони, искусствоведы говорят, что он подобными картинами сражался с устаревшими подходами в живописи: «С помощью абстракции и последовательности Боччони бросил вызов присущей краске неподвижности на холсте и призвал нас забыть нашу культурную память, переосмыслить эстетические ощущения и противостоять традиционному восприятию окружающих объектов».

А как картина Боччони еще связана с футболом?

«Динамизм футболиста» Боччони написал в важный для футбола Италии год. В 1913-м в национальный чемпионат впервые попали команды не только севера, но и юга страны. Так футбол распространился по Италии через дополнительное противостояние между регионами. Но неизвестно, за кого болел Боччони.  

Это первая важная картина про футбол. Стоп, почему на ней вообще не разобрать футбол?

Еще у историков есть вопрос, почему в названии картины Боччони использовал английское слово «footballer», а не итальянское «calciatore». Уже тогда Федерация футбола Италии переходила с английских терминов на итальянские, но Боччони, который называл себя патриотом, почему-то использовал английское слово.

У Боччони есть еще одна картина про спорт – «Динамизм велосипедиста» (и это снова ода движению)

Да-да, опять тот же мотив, что и с футболистом. Но в этой картине разглядеть велосипед даже чуть проще. Тем более Боччони писал велосипедиста, начиная с обычного черно-белого рисунка. Но постепенно он делал его все более абстрактным и цветастым.

Это первая важная картина про футбол. Стоп, почему на ней вообще не разобрать футбол?

Спорт нравился Боччони из-за постоянного движения. Еще он любил теории физиков, которые рассматривали время и пространство не как последовательные и понятные величины. Боччони привлекала мысль, что объекты постоянно в движении, и нам невозможно их так просто уловить и формально описать:

«Все находится в движении, все устремляется вперед, все постоянно меняется. Фигура перед нами никогда не бывает стабильной, она постоянно появляется и исчезает. Поскольку изображения сохраняются на сетчатке, движущиеся объекты множатся, меняют форму, следуют друг за другом, как вибрации в пространстве, которое они пересекают».

Фото: wikimedia.org

Источник: sports.ru