В проекте «Записки» тренера» на KHL.ru – главный тренер СКА Роман Ротенберг: в сезоне 2022/2023 его команда стала обладателем Кубка континента и первой вышла в финал конференции. В интервью он рассказал о методах работы, взаимоотношениях в тренерском штабе команды, накопленном опыте и удовольствии от хоккея.
«Просто так орать на игроков – уже в прошлом»
– Как выглядит обычный день главного тренера СКА перед домашней игрой?
– Всё начинается с планирования: каждое утро проверяю планы на собрания, на раскатку, на игру. Часть нашей работы – спрогнозировать всё заранее и быть готовым к разным вариантам событий. Начинаем с хорошего завтрака, который важен для любого спортсмена, тренера. Важно всегда иметь бодрость духа, всегда быть заряженным. С утра нужна хорошая энергия, это все передается игрокам. Затем – собрания по спецбригадам, раскатка – важно зарядить на ней команду, чтобы все были настроены на игру, чтобы никто не распылялся. Подготовка игрового собрания до обеда ещё идёт. Все это готовится в день игры, финальные настройки, потом обед, отдых. И далее подготовка к игре – за 2,5 часа до игры едем на арену. Там может быть индивидуальная беседа с игроками, если это потребуется. Само собрание перед игрой занимает10-15 минут. При этом нет такого понятия, как день сурка – мы всегда разные. Готовимся к каждому сопернику отдельно, и в этом весь смысл работы, чтобы всем было интересно. В регулярке мы провели 68 игр, и не было такого, что каждый день повторяется. Вводим новое, упражнения и собрания меняются. Важно, чтобы каждый игрок был вовлечён в процесс, потому что наша задача – помочь команде выиграть.
– Как готовитесь к собраниям, где нужно ярко выступить перед игроками? Обычно это заготовленная речь или экспромт?
– Можно и заранее подготовить. Все великие тренеры и спикеры всегда готовятся к своим выступлениям. Но и экспромт тоже бывает – импровизация допускается как на льду, так и на собраниях. Это важно, чтобы ребятам было интересно. Потому что если каждое собрание будет копией предыдущего, то будет не очень хорошо. Поэтому надо внедрять новые клипы. У нас современная видео программа. Мы ее используем, и она лучшая в мире – ее используют в других видах спорта. На пальцах уже никто не объясняет. Это могут быть клипы не только нашей игры, но и других видов спорта, мотивационные ролики, могут быть наши соперники, лучшее из прошлого, тут нет предела. Внедряется всё, что работает.
– То есть, основной принцип коммуникации – через примеры на видео?
– Да, потому что всё наглядно видно. Подготовка собрания – это очень важная часть. Там всё важно: физическая подготовка, моральная и подготовка к игре. Мы сейчас говорим о плей-офф. В этой подготовке участвуют все – это и жены, и девушки, и дети, и родители. За каждым игроком стоит его семья. Если какая-то ситуация у игрока произошла, и его что-то волнует, наша задача – чтобы он был максимально сконцентрирован на играх, на собраниях. Если его что-то волнует, мы должны это понимать, видеть и стараться помочь игроку. Не зря говорят, что лучше тренеры знают об игроке всё. Это интуиция тренера.
– У вас наверняка есть справки по состоянию каждого игрока.
– Мне докладывают все: помощники, персонал. Это профессиональный подход, где вся информация каждое утро предоставляется. Не дай бог, у кого-то температура или кто-то приболел. Мы всё знать не можем, но здесь уже интуиция тренера. Моя задача — увидеть. Если я что-то увидел, то могу поговорить с игроком и сделать выводы, чтобы это не мешало нам в игре, потому что мы все зависим друг от друга.
«До статуса легенды я не дорос». «Записки тренера»: Зинэтула Билялетдинов Интервью
– Насколько двери вашего кабинета открыты для игроков? Они могут прийти, поговорить, попросить какой-то помощи?
– Главное в нашей команде – это коммуникация. Это основа нашей системы игры, нашей тактики. У нас открытые отношения со всеми игроками. Есть игроки, которые стесняются открыто разговаривать о своих проблемах, ситуациях. Но, в целом, мы никого не заставляем. У самого игрока должно быть желание зайти в тренерскую. Она всегда у нас открыта. Мы проводим совещания в тренерской по пятеркам, тройкам или индивидуальные беседы с игроками. Собирается видео по игроку, показываются слабые точки, которые нужно усилить, или детали игры. Игроку нужно всё показать, объяснить. Просто так орать – это уже в прошлом. Все – образованные и продвинутые люди, и надо с уважением относиться к каждому игроку, разговаривать и наглядно все показывать. Здесь важно образование тренера, чтобы он мог пользоваться этими программами компьютерными, чтобы можно было делать видеонарезки. Надо сделать за час, и мы делаем все быстро и качественно. Это важно с точки зрения развития игрока – он должен понимать где ему нужно добавить и что улучшить. И на тренировках все это мы контролируем.
«Хоккейный матч – это как совершить полёт на истребителе»
– Как у вас выстраивается взаимодействие в тренерском штабе: строгая иерархия или более горизонтальные взаимоотношения?
– У нас именно горизонтальные – мы обсуждаем всё коллегиально, бывает, и в споре рождается истина. Все имеют своё мнение. Мы за этот сезон уже друг друга понимаем с полувзгляда, и изначально должны внутренне одобрить нашу систему игры. Бывает, что в тренерском штабе есть разногласия по системе игры – лебедь, рак и щука. Есть такие примеры, и их я видел в своей карьере, когда каждый тренер со своей тактикой. А у нас одна система. Я всегда привожу в пример футбольную «Барселону». Сначала клуб определили ту систему, по которой играет, и под эту систему подбирали тренера. Важно, чтобы наши внутренние тренеры одобрили нашу систему игры. Есть детали, которые ее улучшают, система тоже развивается. Базовую философию изначально все одобрили. Провели беседу, обсудили и получили единое понимание – мы все будем работать в унисон. И далее подключается команда, которая тоже будет работать в унисон. У нас в тренерском штабе мы всё обсуждаем, все имеют право на голос. Это современный подход.
– Но контроль и общее руководство – за вами?
– Задача главного тренера – всех объединить и наладить коммуникацию, чтобы все чувствовали себя причастными к команде, все должны иметь определённый и чёткий функционал. Моя задача – всех объединить. Всегда бывают спорные моменты, потому что это хоккей, это спорт, это жизнь. Они бывают на тренировках, в упражнениях. Но мы никогда никого не обвиняем, если у нас что-то произошло в защите или в нападении, и не говорим, что за это отвечает один тренер, и он один во всем виноват. Мы собираемся все вместе и думаем, как нам улучшить нашу систему, чтобы у нас не было того, что произошло в прошлой игре. Мы не ищем крайних, а собираемся вместе и ищем решение, как убрать брак, даже если это индивидуальная ошибка игрока. Хоккей – это эмоции и если кто-то заслуживает, чтобы ему сказали об этом, значит мы скажем открыто и не будем держать это в себе. Бывают ситуации, что игрок уже понял свою ошибку – по его взгляду видно – и нет смысла больше говорить с ним на эту тему. Хоккеисты бывают разные. На кого-то можно накричать, а на другого кричать не надо, потому что одним взглядом он поймет, что так делать больше не будет. Это тонкая грань между игроками, потому что хоккей – командный вид спорта. Я начинал с дзюдо, и это всё очень разное. Когда ты один, тренер тебя готовит, ты выходишь и на себя берёшь ошибки. А тут коллектив, и каждый имеет свою роль. Нельзя всех под одну гребенку. Главная задача тренера – к каждому найти подход, свой ключ и это огромная работа.
– Это невероятная ответственность. Как удаётся быть одинаково объективным для всех, не делать никому поблажек?
– Здесь стоит сказать обо всем коллективе, поскольку доктора, персонал – это часть команды. Закулисная работа также важна. 50% игроки, 50% –остальные. Когда все работают слаженно, получается результат. Не может быть поблажек, любимчиков. У каждого человека бывает своё понимание хоккея. Есть ребята, которые обладают такими качествами, которые мне импонируют как человеку, который любит хоккей. Но я не должен это показывать, потому что все игроки равны. Есть ребята, которые ловят шайбу на себя, работают в обороне, в атаке, которые взять слово в раздевалке. И когда всё сходится в одно, получается результат. У меня нет любимчиков, я должен быть объективным для всех. Есть примеры, когда тренер кричит на молодых, а на взрослых нет. И они позволяют себе какие-то вещи. Все должны быть равны. Игрок, который выиграл вчера, должен понимать, что сегодня это уже не имеет значения. Нам нужно завтра выходить и доказывать, что мы – команда.
– Каким тренером вы себя считаете?
– Я могу быть разным. Всё по ситуации, на результат. То, что нам мешает побеждать, надо убирать. Мы должны сохранить секреты внутри перед игрой. Но у нас нет каких-то глобальных тайн. Это работа и дисциплина. Надо быть разным, надо уметь быть гибким, действовать по ситуации, уметь принимать решения, исходя из обстоятельств. Помогает весь мой жизненный опыт, я видел многое. У меня отец – тренер, я всё это видел с трёх лет. Были сборы по дзюдо, но это не меняет подхода. И я всё это впитывал. Весь мой опыт складывается из того, что я отработал с командой в разных качествах до того, как стал тренером. Моя задача простая – помогать команде выигрывать. Когда это получается, всё хорошо, когда не получается, нужно задуматься и что-то улучшить, развиваться каждый день.
– Где берёте вдохновение?
– Я много читаю, всегда интересовался сильными личностями. У меня семья спортивная, брат в футболе, отец – тренер по дзюдо. И я интересовался разными видами спорта, например, баскетболом. На улице во дворе играли много в футбол, волейбол, баскетбол. Я жил спортом. И я следил за всеми сильными спортсменами, тренерами. Читал о них, и мне всегда это было интересно. Я статистику изучал, как сыграли в НХЛ, кто и сколько забил, смотрел нарезки. С десяти лет, как начал заниматься хоккеем, постоянно следил за Александром Могильным, Сергеем Федоровым, Павлом Буре. Я смотрел их интервью, читал, как они тренировались. Когда жил в Финляндии, прочитал книгу Теему Селянне о том, как он начинал в хоккее. Мне было интересно, и меня никто не заставлял. Это любовь к хоккею, это вдохновляет, потому что в этот вид спорта я влюбился в 10 лет. Я проводил на льду много времени. Школа была на втором месте, и у меня с родителями была дилемма, потому что отец ставил на спорт, мама на образование. Я жил на катке по шесть часов в день. Бывало, один каток закрывался, я ехал на другой каток. Мне было интересно – детали, финты.
– Помимо чтения есть что-то, что помогает вам перезарядить батарейки?
– Хоккей даёт мне силы, энергию. Это постоянная работа над собой. Мы летние сборы проводим со всей командой. Я на себя смотрю, что бы я хотел сделать, чтобы мне лучше самому подготовиться к сезону. Я десять лет занимался профессиональным хоккеем, и это серьезный срок. Плюс опыт работы с тренерами, их опыт, который у них есть с точки зрения практики, теории, книг, правильной подготовки к сезону. Мне посчастливилось, могу сказать спасибо всем тренерам, с которыми я работал, смотрел как они готовятся, какие упражнения используют, как лучше подводят команду к сезону, как поддерживатют форму игроков и улучшают её. Место силы – это горы, воздух, природа, лес. Когда есть возможность, я хочу побыть в лесу и в спокойствии. Потому что вокруг нас много внимания и людей. Есть фраза: «Копим все силы и эмоции на игру». Это важная часть нашей работы, чтобы мы не растратили силы и не распылялись. Нужно эту энергию аккумулировать. Например, Владимир Владимирович Юрзинов, который с нами работает, ежедневно на связи, говорит так: «Главное – хорошо подготовиться к игре, а главному тренеру надо ещё лучше подготовиться и отдохнуть, чтобы хватило сил на всю игру». Потому что игроки много тратят много сил физически. Но не меньше сил тратится на лавке, а, может, и больше. Это как совершить полет на истребителе, я как-то летал. Это похожая ситуация, когда нужно всё учитывать.
«Я делаю то, что люблю с детства». «Записки тренера»: Виктор Козлов Интервью
– То есть в регулярном чемпионате вы 68 раз полетали на истребителе?
– Получается, да, с точки зрения моего подхода. Ради победы нужно всё отдать. Бывает игра, когда нужно всю команду успокаивать, а бывает, что нужно её завести и поднять народ. Это были 68 таких полетов на самых высоких скоростях с максимальной концентрацией и вниманием. Не бывает ни одной игры, где нет ошибок, но их нужно минимизировать и нужно учитывать опыт предыдущей игры, чтобы лучше сыграть в следующем матче.
«Главная наша работа – помогать игрокам развиваться и побеждать»
– У вас есть какое-то правило или девиз, о котором вы говорить игрокам?
– У меня подход такой, что, когда очень тяжёлая ситуация, нужно уметь держать удар. Это, на самом деле, простые слова, но они понятны всем – если мы умеем держать удар, то мы сможем ответить и победить. Главное – уметь держать удар.
– Плей-офф по характеру игры и накалу борьбы отличается от регулярного чемпионата. Что выйдет на первый план?
– Каждый игрок должен хорошо подготовится к играм, как и главный тренер с помощниками. Чем лучше мы подготовимся, тем лучше сыграем. Плюс нужно быть готовым к любой ситуации. Должен быть план А и план Б, и ещё несколько дополнительных планов. В хоккее нет готового сценария, поэтому всем очень интересно, это не как в кино или в театре. Тут всё зависит от ситуации, всё по факту, поэтому всем и интересно, поэтому люди ходят на трибуны.
– Не устаёте от хоккея?
– Знаете, я никогда не устаю, но я всегда за развитие и саморазвитие. Как только человек останавливается в развитии, то ему уже не так интересно становится. Потому что он уже выиграл не раз, и это все работало вчера. Но то, что работало вчера, уже сегодня не работает, нужно что-то новое – внести в команду новые упражнения, тактику, новые фразы, нельзя повторяться. И когда человек развивается, это не может быть скучно. Он не может устать, нужно только дальше развиваться, заниматься саморазвитием, и тогда это очень интересно. Я точно не устал от хоккея.
– То есть, вы получаете удовольствие от хоккея?
– Однозначно да, получаю – от работы с командой, когда вижу, как игрок в июле приехал на сборы и был в шестом звене, а сейчас он играет в первом звене. Значит, мы правильно работаем. Есть такие примеры. Главная наша работа – помочь игрокам развиваться и побеждать. А победы нужны для того, чтобы мы знали, что работаем правильно.
Досье
Роман Борисович Ротенберг
Родился 7 апреля 1981 года в Санкт-Петербурге
Карьера тренера: СКА – 2021 (ассистент главного тренера), 2022-н.в. (главный тренер).
Достижения тренера: обладатель Кубка континента (2022).
Источник: khl.ru